Пьеса Сергея Кургиняна «Логос» и одноименный спектакль посвящены противостоянию попыткам уничтожения в человеке всего того, что отличает его от машины и от животного. Такие попытки в ХХI веке предпринимаются с большей настойчивостью и более продуманно, чем когда-либо ранее. Атакуются не только гуманизм как таковой, не только историчность человека, но и святая святых – Логос.
Всё чаще напрямую говорится, что в новую, постчеловеческую, эру должна быть отменена так называемая логоцентрия, то есть попытка обнаружить присутствие Логоса – разума, слова, смысла – во всем, что представляет собой человеческая жизнь. Напрямую заявляется о необходимости разорвать связь между человеком и Логосом. Именно отстаиванию этой связи в условиях невиданных ранее усилий по ее разрыву посвящен спектакль «Логос».
Автор определяет жанр пьесы как «опыт осознанного сновидения». Тема осознанных сновидений стала активно обсуждаться психологами в 80-е годы ХХ века после того, как американец Стивен Лаберж придал данной теме настоящую научную актуальность, описав осознанные сновидения и создав институт, в котором они изучаются. Но на протяжении столетий примерно то же самое называлось откровениями, видениями и так далее. Человек, изучаемый сейчас, что называется, в хвост и в гриву, продолжает оставаться самым загадочным из всего, что есть в мироздании. И именно эту загадку автор пытается разгадать, адресуя к самому очевидному из всех загадок человеческих – тому самому особому сну, про который герой Шекспира говорит: «О, если б не мои дурные сны!»